Реконструкция тоннеля под рекой Амур у г.Хабаровска на Дальневосточной железной дороги
- Тип проекта: Тоннели
- Статус проекта: Текущие проекты, Ключевые проекты
- Старт проекта: 2005 г.
- Окончание проекта: 2019 г.
- Местоположение проекта:г. (посмотреть на карте)
-
Тип работ, выполняемых исполнителем:
- Инженерные изыскания
- Проектирование искусственных сооружений
- Охрана окружающей среды
- Проектирование автоматики, телемеханики и сетей связи
- Проектирование и реконструкция систем электрификации и электроснабжения
- Проектирование гражданских, промышленных и транспортных зданий и сооружений
- Разработка сметной документации и ПОС
- Проектирование инженерных сетей и систем
- Получение исходно-разрешительной документации
- Проектирование железнодорожной инфраструктуры
Тоннель под Амуром (во время строительства — стройка № 4) — однопутный железнодорожный тоннель протяжённостью 7,104 км Дальневосточной железной дороги, в г.Хабаровске, располагается на трехпутном перегоне между станцией Хабаровск-1 и станцией Пост-Покровский.
Западный (левый) портал тоннеля расположен на левом берегу р.Амура, южнее населенного пункта им.Тельмана, Смидовичского района Еврейской автономной области. Восточный (правый) портал тоннеля расположен на правом берегу р. Амур, в Краснофлотском районе г. Хабаровска.
Тоннель построен в 1937-1941 годах как дублирующая стратегическая переправа через Амур и является единственным подводным сооружением на железных дорогах России. Введен в эксплуатацию 25 октября 1942 года.
Тоннель однопутный, с железнодорожным путем колеи 1520 мм. Трасса тоннеля в плане на подрусловом участке прямолинейная, с кривыми у порталов и на подходе (выходе) к подрусловому участку.
В 1944—1945 гг началась перевозка грузов, связанных с предстоящими боевыми действиями с Японией. В соответствии с приказом наркома путей сообщения И. В. Ковалёва от 22 мая 1945 г. на Дальневосточной магистрали форсированными темпами были проведены работы по приспособлению тоннельного перехода через р. Амур для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В связи с ростом грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба в 1964 году тоннель стали использовать для движения грузовых составов в нечётном направлении. После завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда.[1]
На сегодняшний момент тоннель оборудован принудительной системой вентиляции, искусственным освещением, устройствами СЦБ и связи. Составы идут как над Амуром - по железнодорожному мосту, так и по тоннелю. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста открытие по нему двухстороннего движения сняло проблему «узкого места» Транссиба. Это дало возможность провести реконструкцию подводного тоннеля, по окончании которой пересечение Амура Транссибирской магистралью будет осуществляется уже по трём путям — два по мосту и один — по тоннелю. На сегодняшний день ведется разработка проекта реконструкции тоннеля.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 30.12.2009 г. №384-ФЗ железнодорожный тоннель относится к повышенному уровню ответственности сооружений.
Тоннель имеет статус стратегического объекта.
АО «Дальгипротранс» выполнил комплекс инженерных изысканий, подготовку проектной документации.